РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ
классика современного искусства

Лев
Овчинников


ЖИВОПИСЬ
портреты
сюжеты
пейзажи

ГРАФИКА

миниатюра
рисунок и эскиз
сказка и мифология
акварель и пастель
обнаженная натура

СКУЛЬПТУРА И ДПИ
О ХУДОЖНИКЕ
ФОТОАЛЬБОМ

мастер и мастерская
музеи и выставки

ПУБЛИКАЦИИ
библиография
книги
статьи и эссе
интервью
стихи

КОНТАКТЫ


ПУБЛИКАЦИИ

Лев Мочалов – заслуженный деятель искусств, искусствовед, критик, поэт, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, Союза писателей Санкт-Петербурга; член Международной ассоциации критиков (AICA). Удостоен медали Н. Н. Пунина

Лев Мочалов

ПОСТСКРИПТУМ

По разным причинам подготовка издания, предлагаемого читателю, затянулась. Но, как говорится, нет худа без добра. За прошедшие после кончины Льва Овчинникова годы бoльшее количество его работ стало доступно обозрению. Расширилось представление о диапазоне исканий мастера. Главное же, возникла та историческая перспектива, которая позволяет осмыслить творчество художника в общекультурном контексте. Поясню, что я имею в виду.

Лев Овчинников — типичный шестидесятник. Шестидесятничество — социокультурное явление — было основательно посрамлено, если и вовсе не втоптано в грязь размашистой публицистикой «лихих девяностых». (Ну, как же! — Избыточный романтизм, неоправданные иллюзии!) Но известно: наши внуки нередко «мстят» отцам за то, что те отвергли их дедов. И, думается, сейчас пришла пора (что подтверждается и интересами коллекционеров) «воскрешения» шестидесятников. Сошлюсь на Дмитрия Быкова: «Шестидесятники, — пишет он в своей книге об Окуджаве, — половина их была фронтовиками, а половина — младшими братьями фронтовиков — надолго останутся самым талантливым российским поколением» (Булат Окуджава, М., 2009, с. 458).

Несомненно, явление шестидесятничества связано с оттепелью. Но если не идти по стопам деятелей советского официоза, отождествляя культуру с идеологией, то мы увидим следующее: оттепель, — то бишь, спущенная сверху и дозированная либерализация, — сыграла для искусства лишь роль спускового механизма. Как фаза социально-политическая она действительно укладывается примерно в хронологический формат десятилетия: начиная с середины 50-х (эпохи «позднего реабилитанса») и завершая 68-м годом. Годом «Красного мая» в Париже и «Чёрного августа» в Праге. Видимо, этот год — «неспокойного солнца», по Г. Боровику, — оказался точкой бифуркации для истории в глобальном смысле. Что касается культурного процесса, то он охватывает рамки более трёх десятилетий. С середины 50-х — до конца 80-х. И, безусловно, шестидесятничество — его «бродило».

По своей креативной энергетике художественный феномен этой эпохи сопоставим с культурным взрывом рубежа XIX и XX веков. С трагическим надломом и мучительной жаждой Красоты Серебряного века, трансформировавшимся в Великую утопию авангарда.

Именно потому, что шестидесятники (осознанно или неосознанно) соизмеряли себя со своими великими предшественниками и приняли в себя авангардную прививку («Бубнового валета», Н. Гончаровой и М. Ларионова и т. д.), они не пытались «переплюнуть» ни В. Кандинского, ни К. Малевича. Последние ярчайше продемонстрировали пределы живописи как особого вида искусства. «Постчерноквадратная» ситуация открывала возможности для развития других форм арт-деятельности — архитектуры, дизайна и т. д. Однако пути живописи на данном направлении пресекались. Это понимал уже М. Матюшин, выдвинувший лозунг: «Назад к природе!» А тем более — «круговцы», хорошо помнившие о Малевиче, усвоившие его опыт пластического синтеза, но искавшие свою методологию контакта с реальностью. Одним из них был А. Ведерников — земляк и главный учитель Овчинникова.

Даже такие художники, как П. Кондратьев (ученик П. Филонова и отчасти К. Малевича) и В. Стерлигов (малевичевский ассистент) — и молившийся на мэтра, и полемизировавший с ним, не порывали с натурой. Противопоставив супрематической прямой — кривую, связанную с органикой природы, они балансировали на грани Предметного и Беспредметного. Их поиски были направлены на уяснение новой философии пространства. Формула «сакрализованного пластицизма» (Cм. Лев Мочалов. Сакрализованный пластицизм. К определению понятия. Вопросы искусствознания, 97. XI, вып. 2. М. 1997, сс. 573 — 578) и выражает, с одной стороны, духовную устремлённость, а с другой — подчёркивает специфически живописную ориентацию этих высококлассных мастеров. Кристаллизовавшееся уже к началу 60-х годов их творческое кредо — при всём его своеобразии — отчётливо сфокусировало художественную проблематику Времени (не случайно они собрали вокруг себя плеяду талантливых учеников и последователей). В 90-е годы особую значимость выявила сама стратегия их искусства, безусловно, противостоявшего официозу, но не ставшего средством политического диссидентства.

Для художников-шестидесятников, которые оказались мне близки, понятие «образ» не сводилось к понятию «концепт». Живописная композиция (сочинение!) не подменялось «артефактом», под которым можно подразумевать едва ли не всё, что угодно. И картина — мыслилась как «картина мира». То есть — модель взаимоотношений личности художника с действительностью. Форма миросозерцания.

Именно в 60-е годы искусство начинало осознавать собственную миссию, переставая быть служакой идеологии. Праведность стоившей неисчислимых жертв Победы (спасение Отечества и избавление мира от нацизма с его расовым высокомерием) создавала уникальную историческую ситуацию. В труднейших условиях жизни послевоенных лет искусство принимало эту миссию праведности. Вопреки установкам официоза — оно искало «правды сущей». «Да была б она погуще, как бы ни была горька!» Эти слова Александра Твардовского — камертон творческого поведения большинства шестидесятников.

Вместе с тем праведность миссии искусства предполагала не только «прикосновение к земле», но и подключение духовного опыта народа. Сейчас, с временной дистанции, отчётливо обнаруживается парадокс: в атеистическом государстве главную роль в выработке духовных ориентиров народа принимала на себя культура. С 60-х годов она в огромной степени становится эквивалентом религии. «И если есть на свете Бог, так это ты — поэзия!» — афористически выразил суть происходившего Михаил Дудин.

Всё правдоискательство шестидесятников несёт на себе отсвет сакрализации и подвижничества. Понятно паломничество многих писателей и художников к «святым местам» — в глубинку, в обезлюдевшие, брошенные деревни, на Русский Север, где ещё оставались монастыри и печально маячили среди всхолмленной равнины одинокие — иногда полуразрушенные — храмы.

Эти ранящие сердце мотивы с обострённой чуткостью варьировались в творчестве В. Попкова, Н. Андронова, П. Никонова, С. Осипова, К. Гущина и других художников. На свой лад они осмысляются Овчинниковым. Икона (весть из прошлого!) так же, как и у Б. Шаманова, включается в предметную постановку, преобразуя сам натюрмортный жанр в ассоциативную картину. Фигуры ангелов, как и у В. Тюленева и З. Аршакуни, — участники его композиций: духовная реальность получает право на изображение наряду с предметной. Таковы стадии развития отечественной живописи. Причём, развитие органического, — на основе национальных традиций.

И в 80-е, и в 90-е годы Лев Овчинников остаётся убеждённым шестидесятником. Можно сказать, что он полномасштабно дореализует нравственно-эстетическую программу шестидесятничества. Углубляет и расширяет её. Сквозь видимое всё более прозревается творимое воображением. Реальность пронизана мифами и преданиями. В бытовых сценах просвечивают древние архетипы народного бытия…

С годами всё более возникала потребность приникнуть к его первоистокам; окунуться в ушедший навсегда мир детства, где явь переплеталась со сном, быль — со сказкой. Обновление образа мира, явленного мелодикой красок и линий, и совершалось Львом Овчинниковым через предельно искреннее самораскрытие. В акте личностного творчества — соприкасалось ли оно с горестной реальностью или радужной фантазией — он подтверждал свою веру и обретал надежду…

Л. Мочалов, август-сентябрь 2009


СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ХУДОЖНИКЕ

КНИГИ

Лев Авксентьевич Овчинников
АЛЬБОМ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

Лев Мочалов
А СОЛНЦЕ-ТО ВСЕ ЕЩЕ ВОСХОДИТ...
THE SUN IS STILL RISING

СТАТЬИ, ЭССЕ, СТИХИ

Лев Овчинников. Воспоминания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ВОСПОМИНАНИЯ

Русские галереи и Сергей Масалович об Овчинникове
ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!
СКАЗКИ С НЕ СОГНУТЫМИ НОГАМИ
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Владимир Лапин об Овчинникове
АНОНС ВЫСТАВКИ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Лариса Сидоровская об Овчинникове
НА ВЫСТАВКЕ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Г. Флерова об Овчинникове
СКАЗКИ В ГРАВЮРАХ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Валерий Исаченко об Овчинникове
ЛЕВ ОВЧИННИКОВ
LEV OVCHINNIKOV
МАТУШКА РУСЬ. К ВЫСТАВКЕ НА ОХТЕ

Алексей Шиндин об Овчинникове
ХУДОЖНИКУ В РОССИИ СТОИТ ЖИТЬ ДОЛГО

Римма Князюк об Овчинникове
К ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ НЕКРАСОВА
МАТУШКА РУСЬ
ПРОЩАЯСЬ С ХУДОЖНИКОМ

Николай Благодатов об Овчинникове
ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Лидия Кузнецова об Овчинникове
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА АВКСЕНТЬЕВИЧА ОВЧИННИКОВА...
ИДТИ С КОТОМКОЙ ЗА ПЛЕЧАМИ
СЛАВЯНСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Лев Дутов об Овчинникове
К РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ ВЫСТАВКЕ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

Лев Мочалов об Овчинникове
ПОСТСКРИПТУМ

ИНТЕРВЬЮ

Зоя Овчинникова о Льве Овчинникове.
К НАРОДНОМУ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ

Лев Овчинников. Классика современного искусства. «Русские галереи».
Более 250 работ. Статьи, интервью.
www.artgalleries.ru

Галерея мастеров современного искусства на портале Козьма.Ру.
Более 100 работ.
www.kozma.ru

Галерея «Арт-Петербург».
Первая веб-публикация художественных произведений. 2003 год.
www.artpetersburg.ru

ДИСКОГРАФИЯ

Медиа CD-альбом. Лев Овчинников. Классика современного искусства.
«Русские галереи». Более 250 работ. Cтатьи, фотопубликации, интервью.

Copyright © 2009 — 2010

продолжить >>