РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ
классика современного искусства

Лев
Овчинников


ЖИВОПИСЬ
портреты
сюжеты
пейзажи

ГРАФИКА

миниатюра
рисунок и эскиз
сказка и мифология
акварель и пастель
обнаженная натура

СКУЛЬПТУРА И ДПИ
О ХУДОЖНИКЕ
ФОТОАЛЬБОМ

мастер и мастерская
музеи и выставки

ПУБЛИКАЦИИ
библиография
книги
статьи и эссе
интервью
стихи

КОНТАКТЫ


ПУБЛИКАЦИИ

Натюрморт с иконой и подковами. 1969 г. Холст, масло, 85 х 81. Санкт-Петербург. Собрание автора

Валерий Исаченко

ЛЕВ ОВЧИННИКОВ

Говорить об этом замечательном художнике, учителе и человеке легко и трудно. Легко, потому что я знал Льва Авксентьевича Овчинникова более 30 лет с далёких уже 1960-х годов, и его присутствие рядом ощущал всегда и довольно часто мысленно беседовал с ним. Но говорить о нём и трудно, потому что говорить о живописи вообще нелегко: за цветистыми, эффектными, а часто банальными искусствоведческими фразами исчезает сама сущность творчества художника, тем более столь духовно близкого, как Лев Авксентьевич — человек самобытный и чрезвычайно цельный при всём многообразии его творческих интересов.

Зрителям творчество Овчинникова известно давно, он часто выставлялся, а персональная выставка 1970 года в художественном салоне на Невском проспекте, дом 8 послужила основой для телевизионного фильма, поставленного по моему сценарию. Он имел большой успех и привлёк к творчеству художника новых зрителей. На этой выставке были представлены, в основном, гравюры — ленинградский эстамп в те годы стал заметным явлением отечественного искусства, — и Овчинников был в первом ряду его создателей. Я помню, как шумно восхищались мы, его многочисленные ученики, этими гравюрами и офортами, они и сегодня стоят перед глазами. Художника вдохновляли русское народное искусство, зодчество наших древних городов, культура Севера. Это было не данью времени и моде, а естественным желанием увидеть настоящее через прошлое и прошлое через настоящее. Как бы ни спешило время вперёд, какие бы города из стекла и металла ни появлялись повсюду, русская природа всегда оставалась главной темой работ Овчинникова, видевшего в ней самое драгоценное, непреходящее. На его офортах зрители увидели Юрьев монастырь на берегу Волхова, деревенские избы, луга, поля, дороги, шатровые церкви, северные озёра, словом, всё то, что мы называем Русью. Эти офорты прозрачны и неопределённо-изысканны, в них величие пространства и ощущение покоя, надёжности. Замечательны его линогравюры, на которых оживают образы русских сказок, да и в современных сюжетах — тот же дух сказки или былины. Современная девушка напоминает Василису Прекрасную, а пожилой мужчина — «вещего старца». В его графике и живописи неизменно присутствуют атрибуты народного быта: расписное дерево, икона, утварь и другие «персонажи» натюрмортов, в которых воплощена стихия национального искусства с его вековыми корнями. Не забыть линогравюры «Бабушка», «Семья», «Женщина с цветком», — они рождают множество ассоциаций, воспоминаний. Я помню, как вдохновляли эти поэтические работы молодых художников (впрочем, их автор тоже тогда был молод). «Иней» зимнего дня рождает в памяти затерянные в снегах вологодские деревни, заснеженные избы, украшенные резными наличниками, коньками, причелинами. Есенинской поэзией веет от линогравюры «Лошадь с жеребёнком». А некоторые листы удивительно похожи на прозрачное вологодское кружево.

Довольно странным казался иногда вопрос: кто же он, Овчинников, график или живописец? Как будто можно отделять одно от другого. В его графике виден живописец, и это прекрасно — известно, что лучшие графики, как правило, живописцы. Овчинников участвовал во множестве выставок, и его узнавали по верности выбранной раз и навсегда теме — образу России. И в графике, в акварели, и в работах по железу и меди, и в скульптуре, и, конечно же, прежде всего в живописи он воспевал (именно так) единственные в мире берега Волхова, Пинеги, Мезени, жителей северных деревень, архитектурные шедевры Старой Ладоги, Новгорода и Соловков. Многие из его полотен экспонировались на юбилейной выставке в конце 1996 начале 1997 гг. в выставочном зале на Охте. Художник дал ей самое верное и точное название «Матушка Русь». Даже эта большая экспозиция не смогла вобрать в себя всё богатство Мира, созданного автором, ведь множество произведений разошлось по музеям и частным собраниям. Выставка эта стала событием. Это художник, далёкий от моды, кланов и группировок, от всяческой конъюнктуры — постоянных спутников художественной жизни, особенно в нынешней смутной жизни. Это художник со своей, ясно выраженной темой, своим мироощущением и мировоззрением, со своим, глубоко личным отношением к Родине, большой и малой.

Необыкновенно хороши пейзажи Старой Ладоги, особенно Георгиевский храм один из любимейших персонажей художника. Кто только не писал эту церковь XII в., но, пожалуй, никто лучше Овчинникова не сумел во многих вариантах передать суровое и нежное величие этого, словно вырастающего из земли чудо-богатыря. Его живопись уверенна и темпераментна, мощь цвета и тона сочетается с тонкостью рисунка, но, как отмечалось в начале очерка, этими качествами можно любоваться перед картинами, а в рассказе многое утрачивается, и прежде всего неповторимая музыкальность холстов Овчинникова. Георгиевский храм, особенно вариант в глубоких синих, зелёных тонах («Белая ночь») всегда напоминает мне самого Льва Авксентьевича. Это своеобразный автопортрет. Впрочем, кто-то может узнать облик автора и в других работах, они тоже автопортреты.

Л. А. Овчинников был бесконечно далёк от всяческой суеты. Вышедший из народных глубин, из крестьянского мира (он родился на Волге, в Городце, в 1926 г.), он вобрал в себя и петербургскую, и общерусскую, и мировую культуру, но это было именно строгим, даже придирчивым отбором действительно лучшего и непреходящего. Свою жизнь Лев Авксентьевич прожил на зависть многим достойно и на самом высоком взлёте, а это — своеобразный героизм. Я с полной ответственностью употребляю это высокое слово по отношению к дорогому мне человеку и художнику, общением с которым горжусь. Конечно, время вносит коррективы в наши оценки и суждения, но Л. А. Овчинников, думаю, займёт прочное место в русском искусстве.

В. Г. Исаченко, декабрь 1996 года


LEV OVCHINNIKOV

It is both easy and difficult to speak about this remarkable artist, man, and teacher.

Easy, because I knew him for over 30 years, since the 60es, has always felt his presence in my life and often talked to him in my mind.

It is difficult too, as it is generally difficult to speak about painting, when the meaning of an artist's work and vision often fades behind the flowery and superfluous statements of art critics. And Lev was a personality and artist to stand apart, being uniquely consistent in all versatility of his techniques and artistic interests.

Art lovers know his name, as he took part in many exhibitions, his first personal one — in 1970 on Nevsky 8. There he exhibited mostly engravings, and it was a great success (there is a TV film dedicated to it). Leningrad print school was prominent at the time, and Lev Ovchinnikov was in the first range if those who created it. It was the nature and life of the North where old traditions and eternal values lived the longest, that inspired him. He always saw the present through the past, and the past through the present.

The spirit of fairy tale is vivid in his linoleum engravings, and ancient Rus is rooted in all his graphic work, paintings and sculpture.

The Artist himself gave the name of "Mother Rus" to his most representative personal exhibition of 1997.

The exhibition was a very special event, but it was unable to reflect the vastness and versatility of the artist's world.

He was independent from clans, groups and vanity of artistic life, a man with his own vision of life and his own enviable dignity.

Time corrects aberrations of the present moment, and there is no doubt that the work of Lev Ovchinnikov will win him a place in the history of the Russian Art.

V. Isachenko


Мать. 1987 г. Холст, масло, 84 х 80. Санкт-Петербург. Собрание автора

МАТУШКА РУСЬ

Под этим названием в залах Союза художников на Свердловской набережной, 64 экспонируется большая персональная выставка известного живописца и графика Льва Авксентьевича Овчинникова (род. в 1926 г.). Это подготовка к ещё более масштабной выставке, планируемой на конец десятилетия. Я знаю этого самобытного и очень цельного мастера уже 30 лет, более того, его присутствие рядом ощущаю всегда. Его произведения известны горожанам давно ровно четверть века назад состоялась его первая выставка (в основном, острохарактерных гравюр) и был поставлен телевизионный фильм. На нынешней выставке доминируют живописные работы, выполненные маслом и темперой, необычайно мощные по тону и цветовой насыщенности (невольно думаю о том, какими прекрасными фресками он мог бы расписывать достойные общественные здания, которых, увы, нет). Овчинников — и график, и живописец, и отделить одно от другого невозможно. К тому же и в графических листах — живописная природа его дарования.

Здесь впервые можно увидеть не отдельные полотна, а циклы, посвящённые устоявшему в веках крестьянскому быту (а он — непременное условие культуры народа), стойким и мужественным людям, зодчеству, пейзажу, и всё это — Родина. Овчинников, вышедший из народной среды, из глубин России, всегда стремился передать не внешнюю, а внутреннюю, сокровенную красоту народной жизни, ему в высочайшей степени свойственно сострадание, любовь к изображаемому. Он совершенно чужд всякой повествовательности, иллюстративности, поэтому его полотна требуют сосредоточенности, как бы призывая зрителя вжиться в изображаемый и опоэтизированный мир.

Через 25 лет художник — тот же, что и на первой выставке, но с ещё большим творческим багажом, более зорким, умудрённым взглядом и, конечно, с новыми открытиями, прежде всего в живописи. Согласитесь, в наше смутное время требуется своеобразное мужество для того, чтобы устоять в суматохе псевдотечений и псевдогруппировок, остаться вне кланов и склок художественного мира со своим голосом, со своей единственной (но зато какой прекрасной) песней? Старая Ладога, северные храмы и избы, старики, потерявшие детей — солдат Великой Отечественной, прекрасные женщины и дети, уютные интерьеры изб и их обитатели, предметы быта — разве всё перечислишь? Сложные, наполненные раздумьями автопортрет и портрет художника Ведерникова — похожие на жития икон (но без нарочитой стилизации)…

Здесь нет суеты и пустословия, полотна художника отличает суровый лиризм, ясно выраженная авторская интонация: нет художника без народных, национальных корней. Поэтому и представляется важным, чтобы как можно больше горожан побывали на выставке — настоятельно советую. И вот ещё что: художник владеет всеми приёмами современного, в том числе авангардного искусства, но их не замечаешь, потому что они полностью подчинены замыслам автора, его теме.

В. Г. Исаченко, декабрь 1996 года


СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ХУДОЖНИКЕ

КНИГИ

Лев Авксентьевич Овчинников
АЛЬБОМ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

Лев Мочалов
А СОЛНЦЕ-ТО ВСЕ ЕЩЕ ВОСХОДИТ...
THE SUN IS STILL RISING

СТАТЬИ, ЭССЕ, СТИХИ

Лев Овчинников. Воспоминания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ВОСПОМИНАНИЯ

Русские галереи и Сергей Масалович об Овчинникове
ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!
СКАЗКИ С НЕ СОГНУТЫМИ НОГАМИ
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Владимир Лапин об Овчинникове
АНОНС ВЫСТАВКИ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Лариса Сидоровская об Овчинникове
НА ВЫСТАВКЕ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Г. Флерова об Овчинникове
СКАЗКИ В ГРАВЮРАХ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Валерий Исаченко об Овчинникове
ЛЕВ ОВЧИННИКОВ
LEV OVCHINNIKOV
МАТУШКА РУСЬ. К ВЫСТАВКЕ НА ОХТЕ

Алексей Шиндин об Овчинникове
ХУДОЖНИКУ В РОССИИ СТОИТ ЖИТЬ ДОЛГО

Римма Князюк об Овчинникове
К ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ НЕКРАСОВА
МАТУШКА РУСЬ
ПРОЩАЯСЬ С ХУДОЖНИКОМ

Николай Благодатов об Овчинникове
ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Лидия Кузнецова об Овчинникове
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА АВКСЕНТЬЕВИЧА ОВЧИННИКОВА...
ИДТИ С КОТОМКОЙ ЗА ПЛЕЧАМИ
СЛАВЯНСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Лев Дутов об Овчинникове
К РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ ВЫСТАВКЕ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

Лев Мочалов об Овчинникове
ПОСТСКРИПТУМ

ИНТЕРВЬЮ

Зоя Овчинникова о Льве Овчинникове.
К НАРОДНОМУ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ

Лев Овчинников. Классика современного искусства. «Русские галереи».
Более 250 работ. Статьи, интервью.
www.artgalleries.ru

Галерея мастеров современного искусства на портале Козьма.Ру.
Более 100 работ.
www.kozma.ru

Галерея «Арт-Петербург».
Первая веб-публикация художественных произведений. 2003 год.
www.artpetersburg.ru

ДИСКОГРАФИЯ

Медиа CD-альбом. Лев Овчинников. Классика современного искусства.
«Русские галереи». Более 250 работ. Cтатьи, фотопубликации, интервью.

Copyright © 2009 — 2010

продолжить >>